Чем государственный кредит отличается от государственного долга

Сегодня мы подготовили информацию по теме: "Чем государственный кредит отличается от государственного долга" с комментариями профессионалов. Все юридические или финансовые вопросы по кредитованию просьба оставлять в комментариях или отправлять дежурному специалисту.

1 Государственный кредит: сущность, особенности

2 Функции государственного кредита

3 Государственные займы: классификация, источники погашения

4 Государственный долг

5 Управление госдолгом

6 Государственный долг Украины

1Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.

Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом.

Государственный кредит имеет 2 формы, представленные на рис.24.

Чем государственный кредит отличается от государственного долга 102

Рисунок 24 – Формы государственного кредита

Сберегательное делоотносится к государственному кредиту, если привлечённые средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки работают на коммерческой основе, и мобилизованные ими средства формируют их кредитные ресурсы.

Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом относиться к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и имеет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Государственный кредит имеет добровольный характер и предоставляется на началах возвратности и платности. Однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во-первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия дефицита бюджета.

Во-вторых, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности – товары (товарораспорядительные документы), недвижимость, ценные бумаги и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как заимствование средств на более низких уровнях часто имеет четко выраженную целевую направленность.

Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

При государственном кредите взятые в долг средства поступают в распоряжение государства, преобразовываясь в дополнительные финансовые ресурсы. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним являются средства бюджета.

В некоторых случаях правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также выплату процентов по ним. В этих случаях речь идет об условном государственном кредите – гарантированном кредите. По условному государственному кредиту правительство несет ответственность только в случаях неплатежеспособности заемщика. В Украине уже сложились правовые и прочие предпосылки для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением органам местного самоуправления, а также отдельным хозяйствующим субъектам права осуществлять операции по выпуску таких займов.

Международный государственный кредит– это совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Они предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается во внешний государственный долг.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Заемщиками средств могут быть правительство страны или органы местного самоуправления. В свою очередь, кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения или другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансово-кредитные организации.

Основной целью государственных займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей правительства страны-заемщика, предоставление продовольственной помощи.

Совокупный внешний долг Украины на данном этапе оценивается как не очень большой по мировым масштабам.

Государственный кредит выполняет следующие функции.

  1. Распределительная функция позволяет осуществлять формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах кредитования. Иногда данную функцию разбивают на две:

— образование денежных фондов (фискальная) – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. Выступая в качестве заёмщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с её помощью налоговое бремя более равномерно распределяется по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счёт государственного займа, не увеличиваются, зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начитает приносить прибыль, за счёт которой и погашаются займы. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счёт военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги или новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях;

— использование денежных фондов – функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования.

  1. Регулирующая функция – заключается в том, что, привлекая кредитные ресурсы, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость населения. Государство, используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп-инвесторов, мобилизуя средства физических лиц, государство снижает их платёжеспособный спрос. Тогда, если за счёт кредита будут профинансированы производственные затраты, то произойдёт абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя и возможно изменение структуры платежеспособного спроса. Напротив, если государственный долг финансируется за счёт привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплату населению, количество денег в обращении возрастёт.

Выступая на финансовом рынке в качестве заёмщика, государство увеличивает спрос на заёмные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента и тем дороже кредит для предпринимателей. В результате сокращаются инвестиции в сферу производства и растут накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг. До определённых пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равно нулю до их полного поглощения. После этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Читайте так же:  В каком банке можно выгодно взять кредит

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства и осуществляя программы поддержки малого бизнеса (гарантирование государством кредитов), т.е. государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям в случае их банкротства.

  1. Контрольная функция имеет свои специфические особенности:

— тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

— охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

— осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Основной формой государственного кредита являются государственные займы. Классификация государственных займов приведена в таблице 5.

По обращению на рынке, облигации и казначейские обязательства могут быть:

  • рыночные – свободно покупаются и продаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита;

  • нерыночные – не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, специфическим интересам которых они отвечают.

Государственный кредит представляет собой совокупность разнообразных форм и методов финансовых отношений. Цель такого подхода состоит в создании благоприятных условий для привлечения средств, как для государства, так и для его кредиторов. Разнообразие форм дает возможность органично объединять интересы юридических, физических лиц и государства.

Привлечение займов должно базироваться на двух факторах – минимизации стоимости займа и стабильности государственных ценных бумаг на фондовом рынке.

Правом осуществления государственных внутренних и внешних займов обладает государство в лице министра финансов Украины по поручению Кабинета министров Украины.

Таблица 5 – Классификация государственных займов

Критерий классификации

Вид

Характеристика

По правовому оформлению

Государственные займы, предоставленные на основе соглашений сторон

Поступают, как правило, от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов

Государственные займы, обеспеченные выпуском ценных бумаг

С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке

По форме эмиссии

Облигации

Долговые обязательства государства, по которым в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процентов или выигрыша. Они могут быть обезличенными (на покрытие дефицита бюджета) и целевыми (под конкретные проекты). Облигации имеют номинальную стоимость (сумма долга) и курсовую цену, по которой она продаётся и перепродаётся в зависимости от её доходности, надёжности и ликвидности.

Разница между курсовой ценой и номиналом составляет курсовую разницу.

Казначейские обязательства

Носят характер долгового обязательства, направленного только на покрытие дефицита бюджета. Выплата доходов осуществляется в форме процентов.

По месту размещения

Внутренние

Предоставляются юридическим и физическим лицам данной или других стран.

Внешние

Поступают извне – от правительств, юридических или физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институтов

По уровням размещения внутренних

займов

Государственные

Выпускаются центральными органами власти, деньги поступают в государственный бюджет

Местные

Выпускаются местными органами управления, деньги поступают на конкретные цели в местные бюджеты

Продолжение табл.5

По срокам погашения

Краткосрочные

Срок погашения до 1 года

Среднесрочные

Срок погашения от 1 до 5 лет

Долгосрочные

Срок погашения свыше 5 лет

По характеру выплаты дохода

Процентные

Доход устанавливается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь срок ссуды ставка, так и льготная.

При выплате дохода в виде процента, последний может иметь 2 формы:

  • твёрдой процентной ставки (которая устанавливается на весь период)

  • плавающей процентной ставки (изменяется под влиянием различных факторов и прежде всего спроса и предложения на денежном рынке)

Выплата процентного дохода осуществляется на купонной основе 1,2 или 4 раза в год.

Выигрышные

Выплата дохода производится на основе проведения тиражей выигрышей

Дисконтные

Государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости

По обеспеченности долговых обязательств

Закладные облигации

Обеспечиваются конкретным имуществом или конкретными доходами. Наиболее часто их выпускают местные органы власти

Беззакладные облигации

Не имеют конкретного материального обеспечения. Их надёжность определяется авторитетом государства.

По характеру погашения

займа

Погашение одноразовое

Единовременное погашение долга

Погашение частями

В зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, возможны 3 варианта:

  • Равными частями

  • Убывающими частями

  • Возрастающими частями

Продолжение табл.5

В зависимости от обязательств заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа

С правом досрочного погашения

Возможно досрочное погашение займа

Без права досрочного погашения

Досрочное погашение займа приведет к значительным потерям инвестора

Основными источниками погашениягосударственных займов являются:

  • доходы от инвестирования заемных средств в проекты;

  • дополнительные поступления от налогов;

  • экономия средств в результате уменьшения расходов;

  • эмиссия денег;

  • новые займы (рефинансирование долга)

В случае невыполнения юридическими лицами своих обязательств по погашению и обслуживанию предоставленных на условиях возвратности кредитов, привлеченных государством или под государственные гарантии, платы за пользование этими займами органы изъятия применяют механизм изъятия этой задолженности в порядке, предусмотренном законом для изъятия не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, включая погашение такой задолженности за счет имущества должника.

4Государственный долг – это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам.

В соответствии с законодательством Украины величина основной суммы госдолга не должна превышать 60% фактического годового объема ВВП Украины.

В зависимости от типа кредиторов различают:

  • внутренний государственный долг;

  • внешний государственный долг.

Внутренний долг распределяется между населением страны путем выпускаемых займов либо за счет роста налогов; последнее нежелательно для населения и снижает деловую активность работающих. Внутренний долг состоит в основном из займов и вкладов населения.

Общий объём внутренней задолженности государства может быть разделён на 2 части:

1) монетизированный долг – который состоит из долгов государства перед банками;

2) немонетизированный долг – состоит из задолженности по выплате пенсий, стипендий, зарплаты; задолженности по госзаказам и т.д.

По способу использования государственный долг делится на активный и пассивный. Активный долг – это такое использование финансовых ресурсов, которое предусматривает обеспечение экономического роста. Он связан с проведением инвестиционной и инновационной деятельности, увеличением спроса в стране, поддержкой конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, увеличением экспортного потенциала, сдерживанием инфляции и др. Государственный долг рассматривается как пассивный, если полученные средства направляются на текущее потребление. Такие выплаты тоже оказывают влияние на развитие экономики, но не рассматриваются как фактор экономического возрастания.

Наиболее обременительным является внешний долг, так как страна может покрывать его и проценты только за счет экспорта товаров, сырья, услуг, золота или свободно конвертируемой валюты. Внешний долг возникает в связи с привлечением внешних займов на закупку в других странах технологического оборудования, транспортных средств, сырья, материалов, товаров народного потребления и оплату услуг, предусмотренных межправительственными соглашениями.

Размеры внешнего государственного долга в существенной мере зависят от конвертируемости национальной валюты. При свободной конвертируемости валюты увеличение внешнего государственного долга обуславливается пассивностью платежного баланса страны. Превышение импорта товаров и услуг над экспортом приводит к росту долга. Для его покрытия государство использует валютные резервы. Если же таких резервов нет, то дальнейшее увеличение импорта товаров и услуг возможно лишь за счет увеличения экспорта или получения иностранных займов и кредитов. Однако рост внешнего государственного долга не может быть неограниченным. Важнейшим критерием определения его оптимальных размеров является способность страны-должника выполнить в указанные сроки обязательства по возвращению долга, включая начисленные проценты.

Читайте так же:  Отзывы о банке ренессанс кредит мнения пользователей

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг включает всю сумму задолженности по ранее выпущенным займам.

Текущий государственный долг состоит из расходов государства, связанных с выплатой выигрышей, процентов по текущим тиражам, а также невостребованных выигрышей по ранее проведенным тиражам.

Различают номинальную сумму государственного долга и его реальную величину. Номинальный долг определяется как величина задолженности, выраженная в денежной форме в расчете на текущий период. Реальный уровень долга зависит от темпов инфляции, а также от денежной политики Центрального банка. Так, повышение процентных ставок по кредитам, которые предоставляются центральным банком правительства, как правило, повод к увеличению реального размера государственного долга.

Экономические последствия государственного долга:

1 Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоёв населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся ещё богаче.

2 Повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшение) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новое рискованное предприятие, в инновации, а также усилить социальную напряжённость в обществе.

3 Выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж.
4 Государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, т.е. оставить будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

Эта возможность связана с эффектом вытеснения, которая определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процентов и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. В результате последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях уровень жизни будет ниже, чем в других странах.

5 Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

5Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, т.е. способности погашать долги.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В узком смысле слова под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанный с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1) минимизация стоимости долга для заемщика;

2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выданных кредитов;

4) обеспечение своевременного возврата кредитов;

5) максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление государственным долгом (кредитом) подразумевает осуществление его в несколько этапов:

  • привлечение средств;

  • использование средств;

  • погашение долга и выплата процентов по долгу.

Целью управления государственным долгом является достижение стабильного экономического развития и обеспечение необходимых темпов прироста ВВП, проблемы полной занятости, избежание инфляции и т.д.

В некоторых случаях государство не может обеспечить достаточную платежеспособность. Тогда оно вынуждено корректировать свою заемную политику. Такие коррективы нежелательны, поскольку подрывают доверие к стране. Однако лучше внести коррективы, чем допустить финансовый крах, приводящий к дефолту – признанию государством своей неплатежеспособности.

Способы корректировки:

  • конверсия государственного долга – это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового состояния страны, когда она не в состоянии выплачивать предполагаемый доход;

  • консолидация – это передача обязательств по ранее выпущенному займу на новый заем с целью продления срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В некоторых случаях может применяться и сокращение сроков займа.

  • унификация – объединение нескольких займов в один. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и вместе с консолидацией;

  • обмен по регрессивному соотношению облигаций прежних займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Крайне нежелательный способ, поскольку означает частичный отказ государства от своих долгов;

  • реструктуризация – использование в комплексе полностью или частично указанных выше методов;

  • рефинансирование – погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств;

  • аннулирование долгов – полный отказ государства от своей задолженности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6 В соответствии с Законом Украины «О государственном внутреннем долге Украины», к государственному внутреннему долгу относятся срочные долговые обязательства правительства Украины в денежной форме. В состав внутреннего долга входят займы правительства, а также займы, осуществленные при безусловной гарантии правительства. Государственный долг состоит из задолженности минувших лет и текущих обязательств. Долговые обязательства правительства включают выпущенные ценные бумаги, другие обязательства в денежной форме, гарантированные правительством, а также полученные им кредиты. Внутренняя задолженность включает также часть долговых обязательств бывшего СССР, принятую на себя Украиной.

Внутренний госдолг Украины образуют такие обязательства:

  1. задолженность КМУ перед НБУ по предоставленным кредитам и средствам, вложенным в долговые ценные бумаги;

  2. задолженность по погашению и обслуживанию долговых ценных бумаг перед коммерческими банками;

  3. обязательства по погашению и компенсации выплат населению по остаткам вкладов в Сбербанке Украины;

  4. задолженность по зарплате, пенсиям, стипендиям;

  5. компенсация задолженности субъектам предпринимательской деятельности по возврату НДС;

  6. Денежные средства, которые предназначены для погашения обязательств из выплаты заработной платы в государственных учреждениях, пенсий, стипендий и других предусмотренных законодательства обязательных выплат гражданам.

Внешний госдолг Украины включает в себя следующие виды задолженности:

  1. обязательства по займам, которые предоставлены международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк, ЕБРР);

  2. задолженность перед другими государствами;

  3. задолженность по займам, предоставленным иностранными коммерческими банками;

  4. задолженность физическим и юридическим лицам-нерезидентам.

Исходя из критериев цели привлечения и использования средств, внешний долг Украины разбивается на такие группы:

1 Кредиты, привлеченные с целью финансирования дефицита государственного бюджета и поддержку платежного баланса страны.

2 Связанные кредиты, предоставленные в рамках межгосударственных и межправительственных договоренностей.

3 Инвестиционные кредиты, привлеченные субъектами хозяйственной деятельности под государственные гарантии.

4 Долгосрочные негарантированные кредиты, привлеченные негосударственными заемщиками в рамках собственных проектов развития.[1]

Управлением госдолгом Украины занимается Министерство финансов Украины в порядке, согласованном с НБУ.

В Украине при обслуживании государственной задолженности преимущество отдаётся новым заимствованиям, рефинансированию госдолга.

ТЕМА 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

12.1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С расширением экономических и социальных функций государства в условиях рыночной экономики соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория. Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств граждан и юридических лиц. Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.

Читайте так же:  Можно ли брать кредит в почта банке?

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, как правило, не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы, а направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов.

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах: срочности, возвратности и платности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется во влиянии государства посредством вступления им в кредитные отношения на определенные общеэкономические пропорции: состояние денежной массы, уровень процентных ставок и др.
Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.  

Ю.А. Крохина рассматривает данный признак государственного кредита в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства]договора займа по временному использованию свободных денежных средств титуционном запрете на принуждение субъектов к заключени.

Соблюдение государственными органами данного основополагающего признака государственного кредита свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.

Необходимо отметить, что в отдельных случаях государство может отступать от данного принципа, оказывая как косвенное давление на физических и юридических лиц (например, путем интенсивной рекламы), так и напрямую устанавливая обязательность займов, что обычно происходит в критические для государства моменты экономического развития. 

Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Возмездность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, в том числе и Беларуси, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды (например, освобождаются от обложения подоходным налогом доходы физических лиц, полученные по государственным ценным бумагам Республики Беларусь). Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.   

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.


Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд.  – М., 2008. – С. 611

1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит.

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер. Если налоги движутся только в одном направлении от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды, то основой государственного кредита является его возвратность и платность.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимст­вовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Основным отличием государственного кредита от банковского явля­ется отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресур­сов, т.е. средства, взятые взаймы государством, не направляются на обес­печение процесса расширенного воспроизводства и создание новой сто­имости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются для покрытия всей совокупности государственных рас­ходов. Источником погашения государственных займов и выплаты про­центов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функцио­нирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

2. Функции государственного кредита

Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функциюгосударственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

2. Регулирующая функциягосударственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос госу­дарства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, выступая в качестве кредитора и гаранта.

3. Контрольная функциягосударственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности: реализуется не только финансовыми органами, но и кредитными институтами; направлена на создание условий своевременного и полного исполнения финансовых обязательств как со стороны государства, так и получателей бюджетных кредитов и государственных гарантий.

Читайте так же:  Отвечают ли родственники за долги по кредиту

3. Участие государства в кредитных отношениях как кредитора

Предоставление государством кредитов происходит за счет средств государственной казны, поэтому такая форма кредита получила название бюджетного.

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах

Бюджетные кредиты могут быть предоставлены, таким образом, разным экономическим субъектам.

Чем государственный кредит отличается от государственного долга 122

Рис. 17. Виды бюджетных кредитов

Бюджетный кредит может быть предоставлен на основании договора, в пределах плановых бюджетных ассигнований на эти цели.

Предоставление бюджетного кредита может быть осуществлено на нескольких условиях:

— Отсутствие задолженности перед бюджетом по ранее выданным кредитам или уплате налогов

— Наличие обеспечения по кредиту

— Обязательная предварительная проверка финансового состояния заемщика

— Обязательное проведение проверок заемщика на соблюдение условий предоставленного кредита

(см. текст в предыдущей редакции)

Обеспечением по возврату бюджетного кредита и уплате процентов могут быть:

— банковские гарантии,

— поручительства,

— государственные или муниципальные гарантии,

— залог имущества в размере 100 % предоставляемого кредита.

При этом гарантию заемщику могут предоставить только те организации, которые не имеют долгов перед бюджетом и у которых величина чистых активов в три раза превышает сумму предоставляемого кредита.

Кредиты из федерального бюджета субъектам РФмогут предоставляться на срок до трех лет,

(см. текст в предыдущей редакции)

за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых на пополнение остатков бюджетных средств региональных и местных бюджетов.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) –это кредиты на покрытие кассовых разрывов, которые предоставляются в размере, не превышающем 1/12 объема доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) без учета целевых трансфертов на срок не более 30 дней, при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года.

Такие кредиты выдаются без условия предоставления обеспечения обязательств по возврату кредита.

Бюджетные кредиты также могут предоставляться иностранным заемщикам, в этом случае возникают внешние долговые требования РФ.

Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются:

— финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ (государственный финансовый кредит);[2]

— экспортные кредиты иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам (государственный экспортный кредит);

— долговые требования юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

4. Деятельность государства в кредитных отношениях как заемщика

В результате заемной деятельности государства образуется государственный долг.

Государственный долг – это сумма долговых обязательств Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, не погашенная на определенную дату.

Общегосударственный долг включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

Формы долговых обязательств
Кредитные соглашения и договора

Рис.18. Виды долговых обязательств РФ

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть:

· краткосрочными (до одного года),

· среднесрочными (свыше одного года до пяти лет)

· долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Бюджетный кодекс РФ ввел следующие ограничения:

1. Максимальный срок заимствований: для Российской Федерации и субъектов РФ – 30 лет, для муниципальных образований – 10 лет.

2. Займы в иностранной валюте могут привлекать только Российская Федерация и субъекты РФ.

3. Предельный объем расходов на обслуживание и погашение – установлен для субъектов РФ и муниципальных образований в размере не более 15% от общей суммы расходов бюджета.

4. Предельный размер долга – установлен для субъектов РФ и муниципальных образований – в объеме не превышающем доходов бюджета без учета финансовой помощи.

Если нарушается хотя бы один из указанных параметров, то принятие субъектом РФ или муниципальным образование новых долговых обязательств осуществляется только после приведения указанных параметров в соответствие с требованиями БК РФ, если же это невозможно, то орган государственной власти Российской Федерации может применить следующие меры:

— назначить проверку исполнения бюджета субъекта Российской Федерации;

— передать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации.

В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации. Министерство финансов ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации. Внесение информации в Государственную или муниципальную долговую книгу должно производится в течение трех дней с момента возникновения долговых обязательств.

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по его управлению.

Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.[3]

Управление государственным долгом предполагает использование нескольких методов:

§ рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

§ стерилизация– погашение долгов своевременно и в полном объеме за счет средств бюджета.

§ Реструктуризация – такое изменение параметров долга, при котором повышаются возможности заемщика по исполнению просроченных обязательств. Реструктуризация – это прекращение старого обязательства и возникновение взамен него нового с иными условиями погашения и обслуживания.

§ конверсия– объем долга на иные активы, например экспортируемые товары или акции приватизируемых предприятий;

§ консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;

§ отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

§ аннулирование – отказ государства от уплаты государственного долга.

5. Участие государства в кредитных отношениях как гаранта

Государственная или муниципальная гарантия — вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:

— надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

— возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Основные требования к государственной (муниципальной) гарантии:

1. Условия государственной или муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара.

2. Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу.

3. Гарант имеет право отозвать государственную или муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

Читайте так же:  В каком банке взять кредит ижевск

4. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной.

5. Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.

Условия предоставления государственных или муниципальных гарантий:

— проведение анализа финансового состояния принципала. При предоставлении гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также гарантии без права регрессного требования анализ финансового состояния принципала может не проводиться;

— предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования;

— отсутствие у принципала просроченной задолженности по денежным обязательствам перед гарантом по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также неурегулированных обязательств по ранее предоставленным государственным или муниципальным гарантиям.

Условия оплаты гарантированных обязательств:

1. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.

2. Требование бенефициара признается необоснованным и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:

— требование предъявлено гаранту по окончании определенного в гарантии срока;

— требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

— бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.

Таким образом, государственная гарантия имеет следующие особенности

— Обязательная письменная форма гарантии

— Возможность субсидиарной ответственности гаранта и заемщика

— Возможность предъявления регрессного требования по гарантии

— Срок гарантии как правило составляет срок кредита плюс 70 дней.

Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1166;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

ТЕМА 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

12.1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С расширением экономических и социальных функций государства в условиях рыночной экономики соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория. Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств граждан и юридических лиц. Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, как правило, не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы, а направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов.

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах: срочности, возвратности и платности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется во влиянии государства посредством вступления им в кредитные отношения на определенные общеэкономические пропорции: состояние денежной массы, уровень процентных ставок и др.
Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.  

Ю.А. Крохина рассматривает данный признак государственного кредита в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства]договора займа по временному использованию свободных денежных средств титуционном запрете на принуждение субъектов к заключени.

Соблюдение государственными органами данного основополагающего признака государственного кредита свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.

Необходимо отметить, что в отдельных случаях государство может отступать от данного принципа, оказывая как косвенное давление на физических и юридических лиц (например, путем интенсивной рекламы), так и напрямую устанавливая обязательность займов, что обычно происходит в критические для государства моменты экономического развития. 

Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Возмездность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, в том числе и Беларуси, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды (например, освобождаются от обложения подоходным налогом доходы физических лиц, полученные по государственным ценным бумагам Республики Беларусь). Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.   

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.


Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд.  – М., 2008. – С. 611

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Родионова, В.М.; Вавилова, Ю.Я.; Гончаренко, Л.И. и др. Финансы; М.: Финансы и статистика — , 2011. — 432 c.
  2. Банки и небанковские кредитные организации и их операции. — М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2014. — 528 c.
  3. Финансы / ред. Л.А. Дробозина. — М.: Юнити, 2016. — 527 c.
Чем государственный кредит отличается от государственного долга
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here